Ежегодно в Тверской области фирмы-однодневки выписывают страховых полисов на 50 миллионов рублей

Ежегодно в Тверской области фирмы-однодневки выписывают страховых полисов на 50 миллионов рублей

24.06.2010
Новости

22 июня в 12:00 в ТИА прошло заседание круглого стола на тему «Мошенничество в сфере автострахования», в котором приняли участие: депутат Государственной Думы Владимир Абдуалиевич Васильев, начальник Управления ГИБДД УВД по Тверской области Валерий Владимирович Кучерявых, руководитель УВД Тверской области Александр Александрович Куликов, представители страховых компаний, а также автолюбители.
Сегодня тема страхового мошенничества не сходит со страниц бумажных и электронных средств массовой информации. Такого количества случаев мошенничества, фактов скандальных судебных разбирательств, приговоров, вынесенных мошенникам, Россия еще не знала.

Владимир Васильев, депутат Государственной Думы:

– Эта сфера услуг очень криминализирована, от 10 до 30 процентов от того, что платят люди, идет на криминальные цели. Казалось бы, система кредитования должна становиться более комфортной, но этого не случается, так как в этой цепочке и сотрудники милиции, и страховщики. Именно из этой сферы идут деньги на подкуп – отсюда коррупция. Мы должны понимать, что всем мошенникам платим мы.
Я надеюсь, мы решим этот вопрос, ведь у нас есть положительный опыт решения некоторых проблем: мы совместно решили проблему массового угона машин, решили проблему техосмотров в Твери, надеюсь, что вместе и эту проблему мы решим.

Денис Гонтарев начальник Управления по налоговым преступлениям УВД Тверской области:

– Мы постоянно проводим анализ ситуации на рынке страхования, мы знаем 13 ключевых способов мошеннических действий.
Это – инсценировка ДТП в полном объеме. Способ мошенничества, при котором мошенники полностью инсценируют все материальные следы ДТП, давая при этом свои ложные показания.
Например, на заранее выбранном участке дороги, мошенники располагают свои поврежденные машины таким образом, чтобы создать полную видимость только что совершенного ДТП, для чего соответствующим образом расставляются автомашины, на дороге рассыпаются осколки стекол, фрагменты поврежденных частей автомашин и т.п. Основное условие при этом, чтобы виновность одного из участников ДТП, а именно – держателя полиса ОСАГО, не вызывала сомнения у прибывшего на место сотрудника ГИБДД. Обстоятельства происшедшей аварии продумываются заранее, также заблаговременно подбираются и инструктируются «свои» свидетели.
Этот способ мошенничества один из самых сложных по раскрываемости, так как мошенники располагают временем заранее подготовить и согласовать порядок своих действий, а их ложные сведения уже официально фиксируются сотрудниками ГИБДД, действующими, как правило, формально, по шаблону.
Второй способ – получение полиса ОСАГО задним числом. Этот способ мошенничества применяется в тех случаях, когда автовладелец попал в серьезную аварию, требующую средств на восстановление чужого, реже, своего автомобиля. В любом случае затраты па приобретение полиса ОСЛГО во много раз меньше, чем стоимость восстановительного ремонта.
Третий способ – замена водителя, виновного в ДТП. Способ заключается в том, что участники реально совершенного ДТП договариваются об изменении обстоятельств аварии, создавая видимость виновности того водителя, ремонт автомобиля которого обойдется дешевле.
Четвертый – умышленное провоцирование ДТП («подставы») с выбором жертвы. Этот способ вызывает самый большой резонанс – особенно распространен в Москве. Этот способ мошенничества применяется лицами из числа устойчивых ОПГ.
Еще один способ – полная фальсификация ДТП, когда ДТП не происходит, но все документы оформляются и передаются в страховую компанию. Это может быть как замена лица, управляющего транспортным средством, документальная фальсификация ДТП с подкупом сотрудника, симуляция болезненных состояний, полученных телесных повреждений с использованием сфальсифицированных медицинских документов.
Новая схема – провоцирование ДТП пешеходом, появилась где-то полтора года назад. В данном случае пешеход, планирующий получить денежные средства от страховщика за возмещение ущерба, причиненного своему здоровью, умышленно бросается под автомашину, ответственность водителя который застрахован по ОСАГО.
Также искусственно увеличивают исковые требования за счет завышения расходов. Способ страхового мошенничества, при котором потерпевший умышленно завышает понесенные им расходы, связанные с увеличением стоимости услуг эвакуатора, стоимости услуг при оценке повреждений, стоимости необходимых для ремонта запчастей и пр. В данном случае мошенники вступают в сговор с другими лицами, работающими в системе обслуживания транспортных средств, фальсифицируют счета по оплате, справки о стоимости, другие документы.
Бывает также, что вступают в сговор с представителями страховщика или одновременно страхуют ОСАГО у разных страховщиков. Мошенники также занимаются умышленной порчей, подделкой или утерей полиса ОСАГО.

Денис Гонтарев начальник Управления по налоговым преступлениям УВД Тверской области:

– На наш взгляд, одна из мер по выходу из этой ситуации – это создание общероссийской открытой базы страховщиков, содержание которой должно быть определено в рамках закона (либо это база застрахованного имущества, либо наступивших страховых случаев, либо мошенников). Необходимо также иметь данные по лицам, которых подозревают в мошеннических действиях.
Необходимо увеличить количества камер видеонаблюдения на улицах, которые могли бы пресечь такие виды мошенничества, как изменение времени ДТП, замена водителя, провоцирование ДТП и т.д.
У нас сейчас сотрудники ГИБДД выполняют функцию аварийных комиссаров, поэтому надо изменить порядок осмотра имущества, заявленного к страхованию, в части привлечения третьих лиц к данному действию. Мы предлагаем прибегать к помощи сотрудников ГИБДД, только когда есть пострадавшие или водитель скрылся с места ДТП.

Кочергин Сергей Михайлович, президент Ассоциации страховщиков Тверской области:

– Сейчас страховые компании не имеют права выплачивать своим клиентам выплаты, если в суде будет доказан факт мошенничества со стороны клиента.
Много вопросов, во-первых, про «умирающие» компании, которые продолжают страховать, хотя менее через полгода закрываются. На 48 – 50 миллионов у нас в Тверской области продается так называемых непонятных страховых полюсов.
Не все понятно с аварийными комиссарами, им платит несколько страховых компаний. Что, кто больше заплатит, та компания и выиграет. Я думаю, статус страховых комиссаров нужно вводить законодательно.
И еще предложение: существует же на Западе официальный фонд поощрения полицейских, может, и у нас это ввести, только все официально и законодательно. Если люди находят виновного в ДТП. Вопрос по поощрению тоже должен как-то решаться.
Сейчас страховые компании тесно работают с банками, у нас были случаи, когда приходили с поддельными судебными решениями, чтобы списать со счетов страховых компаний деньги. Но на законодательном уровне это все не регулируется.

Начальник Управления ГИБДД УВД по Тверской области Валерий Владимирович Кучерявых:

– Не так все страшно, как говорят об этом страховые компании. В принципе этот закон был направлен на защиту интересов граждан. Но этого не получилось, потому что рынок страховых компаний сегодня не отрегулирован, Есть фирмы-однодневки, мы все это знаем, но делаем вид, что ничего не происходит. Эти самые фирмы сидят под окнами ГИБДД, но нет заявлений в милицию, нет никакой информации, сколько у нас страховых фирм в области. Закон на сегодняшний день не работает. Что касается самого ремонта машин, то каждая страховая компания играет по своим правилам, заключает договора со своими фирмами, никто не думает о потребителе.
И самый главный момент об аварийных комиссарах – закон не работает, страховые компании пользуются бесплатно услугами милиции, они должны приехать, оформить и в итоге можно сотрудника милиции во всем обвинить.
Многие вопросы можно решить здесь на территории Тверской области, не дожидаясь федерального закона.

Начальник УВД Тверской области Александр Александрович Куликов:

– У нас есть администрация области и Департамент транспорта и связи, который должен решать те вопросы, которое озвучил Валерий Владимирович Кучерявых. Департамент поучаствовал бы в формировании базы данных, взял на себя инициативу на уровне Законодательного собрания, принял местные законы, которые позволят все наши отношения привести в нормальный человеческий вид.

Депутат Государственной Думы Владимир Абдуалиевич Васильев:

– Есть целый ряд предложений, причем, весьма толковых. Цель сегодняшней встречи в том, чтобы все предложения: и автомобилистов и страховщиков и сотрудников милиции услышать и систематизировать. Я попробую отрыть все двери, нам надо выстроить отношения между теми, кто страхует, кого страхуют. И даже на федеральном уровне принять положение или закон, который регламентируют все эти отношения и не позволяет вклиниваться в эту структуру мошенникам, я думаю эта встреча будет не последней.