«Не прихоть страховщиков, а вынужденная мера» – эксперт объяснил возможное увеличение сроков ремонта по ОСАГО, а также использование б/у запчастей в ремонте
За текущий год большинство иностранных автопроизводителей официально покинули российский рынок, а ряд производителей приостановили свою деятельность на неопределенный срок. Дилерские сети регулярно жалуются на дефицит запчастей и комплектующих, на увеличение сроков поставки из-за сложившейся ситуации.
Если мы говорим о премиальных немецких марках (BMW, Mercedes-Benz, VAG-группа), то ситуация близка к критичной. Многие официальные сервисы по обслуживанию этих марок в открытую используют в своей работе неоригинальные запчасти. Это происходит не по прихоти сервисменов, из-за дефицита «оригинала», банально нет возможности оказать даже такие простые услуги, как плановое техническое обслуживание. Чтобы сохранить свой бизнес дилеры вынуждены отходить от первоначальных регламентов, где строгим требованием является использование только оригинальных комплектующих.
Подобное положение дел критическим образом сказывается на деятельности страховых компаний. Согласно требованиям Банка России, максимальный срок ремонта по ОСАГО должен составлять не более 30 календарных дней. При этом многие сервисы технического обслуживания заявляют сроки поставки запчастей сопоставимые, а зачастую и превышающие этот срок. И речь идет не исключительно об оригинальных запчастях, ровно такая же ситуация и с аналогами. Выходит, что исходя из текущего закона об ОСАГО, страховые компании вынуждены платить штрафы и пени в случае задержки сроков ремонта, не имея никакой возможности повлиять на ситуацию. Будет справедливо, если сроки будут увеличены. Хотя бы на то время, когда в полной мере не заработает система импортозамещения или не будет найдено других решений. Думаю, этот вопрос следует тщательно обсудить экспертным сообществом, чтобы разработать решение, которое устроило бы как страховые компании, так и автомобилистов.
Исходя из нынешних реалий ЦБ утвердил новую норму Единой методики расчета запчастей в справочниках средней стоимости, согласно которой при отсутствии на рынке оригинальных деталей для расчета вместо них используется стоимость аналогов. Это должно улучшить ситуацию, но в некоторых случаях проблема дефицита никуда не уходит. Поэтому участники страхового рынка и просят дать им возможность использования б/у запчастей в ремонте по ОСАГО. Это, безусловно, имеет смысл, если речь идет о кузовном ремонте. Многие автолюбители в случае ДТП используют для ремонта детали с так называемых «разборок»: торговых площадей, где продаются бывшие в употреблении запчасти автомобилей. Важным моментом в случае допуска таких запчастей для ремонта является их сертификация – ведь не каждая б/у деталь может являться качественной. Если мы говорим о деталях ходовой, тормозной системы или систем безопасности, то вариант бывших в употреблении запчастей должен быть исключен – потому как практически невозможно установить остаточный ресурс этих элементов, а они напрямую влияют на безопасность как водителя данного автомобиля, так и других участников дорожного движения. В случае кузовного ремонта, а конкретно навесных деталей (бамперы, капот, багажник, крылья, зеркала) использование б/у деталей могло бы справиться с дефицитом оригинальных запчастей и, соответственно ускорить срок ремонта по страховке.
Андрей Быстров,
президент АНО «Институт исследования социального и экономико-технологического развития общества»