Как расширение тарифного коридора повлияет на стоимость ОСАГО? Рассказываем
Банк России расширяет коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев на 26% вверх и вниз. Эксперты уверены, что это позволит страховщикам точнее учитывать риски в условиях роста стоимости запчастей и формировать стоимость полисов для автомобилистов ещё более индивидуально.
Регулятор выступил с предложением расширить диапазон тарифного коридора стоимости полисов ОСАГО для большинства категорий легковых автомобилей на 26% вверх и вниз, что в денежном выражении составит 7535 и 1646 рублей соответственно. Для категории общественного транспорта тарифный коридор расширится на 17,8% вверх и вниз, по легковым автомобилям юрлиц — на 20%, а по машинам такси — на 30%. Общественное обсуждение проекта указания Банка России по новым тарифам проходило до 28 июня 2022 года.
По последним данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), в среднем по России коэффициент убыточности ОСАГО достиг показателя в 96,2%. «В частности, это связано с экономическим кризисом в стране и на рынке автозапчастей, что нашло своё отражение во вступивших в силу 19 июня 2022 года обновлённых справочниках запчастей, в которых отражен существенный рост цен (28,7%) за последние несколько месяцев. Большинство производителей автомобилей и запчастей объявили о приостановке работы или о полном прекращении поставок в Россию, а следствием стало удорожание запасных частей и комплектующих», – отметил руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов, – «Сейчас отгрузки оставшихся запчастей идут либо со складов, либо по параллельному импорту, что делает запчасти дороже. Удорожание запчастей не означает, что пропорционально возрастет стоимость страховки, но давление на тариф это определенно окажет».
В РСА полагают, что изменение тарифного коридора позволит снизить финансовую нагрузку на рынок ОСАГО в целом и сделать его более гибким для пользователей, поскольку стоимость полисов напрямую зависит от размеров страховых выплат, на которые напрямую влияет стоимость запасных частей. Очевидно и то, что данное решение Банка России продолжит выбранный ранее курс на либерализацию тарифов ОСАГО и позволит более справедливо устанавливать стоимость «автогражданки» для разных категорий водителей.
Директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников поясняет: «Корректировка средней стоимости запчастей, которая отображена в новых справочниках, должна была, в первую очередь, сделать страховые выплаты соразмерными цене ремонта поврежденного автомобиля. Конечно, это повлияет на стоимость ОСАГО, но я думаю, что страховщики будут держать курс на максимальное сдерживание тарифов в первую очередь для добросовестных автовладельцев. Страховое сообщество сейчас отталкивается от потребностей рынка, но эти потребности не могут идти вразрез с интересами клиентов, иначе, очевидно, спрос на страховку упадет и коэффициент убыточности ОСАГО снова возрастет. Сейчас ключевой фактор – это устойчивость системы и её способность обеспечивать клиентов страховыми выплатами, которых будет хватать на качественный восстановительный ремонт авто. В этой связи расширение тарифного коридора ОСАГО является эффективным методом поддержания стабильности на рынке ОСАГО».
Проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает, что запланированное Банком России расширение тарифного коридора является эффективным инструментом настройки рынка обязательной «автогражданки», который позволяет страховым компаниям делать тарифы индивидуальными для каждого автовладельца. Это не первое расширение тарифного коридора после завершившегося в сентябре 2020 года второго этапа индивидуализации тарифов ОСАГО. И практика показывает, что средняя стоимость полисов остается практически неизменной и держится на уровне около 5 500 рублей все это время. Соответственно, расширение коридора само по себе и в этот раз к росту средней премии не приведёт, а лишь позволит рынку обязательного автострахования эффективно функционировать в новых условиях.