Автовладельцы будут довольны новыми правилами расчета стоимости автозапчастей в ОСАГО

Автовладельцы будут довольны новыми правилами расчета стоимости автозапчастей в ОСАГО

04.10.2021
Новости

Эксперты рынка автострахования уверены, что обновленная «Единая методика определения расходов на ремонт поврежденного транспортного средства» приведет к снижению количества судебных споров по ОСАГО. По мнению руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петра Шкуматова, новая методика снизит частоту возникновения и накал конфликтов между страховщиками и автомобилистами сразу по нескольким причинам.

«Во-первых, согласно обновленной методике, справочники средней стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО будут обновляться раз в три месяца. Это позволит поддерживать данные по стоимости ремонта максимально актуализированными, что особенно важно с учетом нестабильности рынка запасных частей в последнее время. Актуализация Российским Союзом Автостраховщиков (РСА) справочников в 2020 году показала рост средней стоимости автозапчастей сразу на 23% по сравнению с 2019 годом. Это было связанно со скачками курса доллара и ограничительными мерами из-за пандемии COVID-19. При последнем обновлении справочников в марте 2021 года мы увидели, что тенденция на подорожание автозапчастей сохранилась, но рост составил в среднем 16% по сравнению с 2019 годом.

Во-вторых, в справочниках будут конкретизироваться источники информации о стоимости автозапчастей и четко прописываться методика определения средней цены. Стоимость запасных частей будет устанавливаться для каждого субъекта РФ. В-третьих, по обновленной методике РСА должны публиковать исследования цен на запасные части, материалы и нормы-часы на регулярной основе раз в три месяца. Проект справочника должен публиковаться за 20 рабочих дней, то есть любая заинтересованная сторона может проверить сколько стоит та или иная запчасть.

Учитывая все эти моменты, я полагаю, что обновление методики явилось наиболее адекватным решением проблемы с автовладельцами, выказывающими недовольство выделяемыми суммами или качеством ремонта, поскольку теперь механизм определения стоимости восстановления поврежденного транспортного средства максимально прозрачен. Благодаря вступлению в силу обновленной единой методики, постепенно в десятки раз снизится количество спорных ситуаций, ведущих к судебным разбирательствам между автовладельцами и страховыми компаниями или станциями технического обслуживания.

И, наконец, обвинения страховщиков, занимающихся продажей полисов ОСАГО, в занижении страховых выплат или низком качестве восстановительного ремонта, носят достаточно спорный характер. С 2019 года средняя премия ОСАГО по РФ стабильно держится на уровне 5,5 тысяч рублей. Абсолютно нерационально требовать выплат и ремонта как у страхователей каско, где стоимость полисов выше на десятки тысяч рублей. Можно говорить лишь о том, что рынок ОСАГО нуждается в поэтапном реформировании, включая как отказ от учета износа при натуральном возмещении, так и увеличение лимитов возмещения по вреду и здоровью от 500 тысяч рублей до 2 миллионов рублей. Абсолютно закономерно, что столь масштабные нововведения, которые поднимут обязательную «автогражданку» на качественно новый уровень, также приведут к некоему увеличению стоимости полисов».

Проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает, что обновленная «Единая методика определения расходов ремонт поврежденного транспортного средства» вступила в силу 20 сентября 2021 года. В соответствии с ней готовятся справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часов работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт по ОСАГО.