Чего хотят автомобилисты: справедливых цен на ОСАГО, цифровизацию отрасли, а что еще?

Чего хотят автомобилисты: справедливых цен на ОСАГО, цифровизацию отрасли, а что еще?

27.12.2020
Новости

В текущем году отрасль обязательного страхования ответственности владельцев автомобилей сделала огромный шаг вперед. Был расширен тарифный коридор, введен учет индивидуальных качеств водителей при расчете стоимости полиса, предоставлена возможность электронного оформления извещения о ДТП с помощью мобильного приложения и покупки страховки через маркетплейсы. Еще один опрос, проведенный изданием «Комсомольская правда» показал, что думают автомобилисты как о недавних изменениях в самой системе ОСАГО, так и о работе страховых компаний.

На вопрос о том, поддерживают ли водители учет индивидуальных качеств при расчете стоимости ОСАГО – положительный ответ дали целых 87,5% респондентов. Сильнее всего индивидуализацию тарифов поддерживают люди в возрасте 36-45 лет – 91% таких респондентов ответили, что это направление правильное. Однако участники опроса практически не поддержали учет таких факторов, как семейное положение и пол водителя. Практически 56% отпрошенных считают, что семейный статус человека не влияет на его аварийность, однако среди тех, кто поддерживает этот фактор большинство людей в возрасте старше 55 лет. То, что пол не должен учитываться при расчете цены поддерживают 70% участников опроса – так считают 64% женщин и 53% мужчин. Фактор, который практически единогласно поддержали респонденты – это учет количества серьезных ДТП и аварий, который влияет на повышение цены для лихачей. Практически 82% автомобилистов, принявших участие в опросе считают, что это нововведение правильное, 8% относятся нейтрально и оставшиеся 10% - проголосовали против. Отметим, что большинство не поддерживающих этот фактор людей оказались молодежью в возрасте 18-25 лет, которые считаются самыми опасными водителями на дороге из-за недостатка опыта в управлении автомобилем.

Автоэксперт Игорь Моржаретто, комментируя результаты опроса об учете индивидуальных факторов, отмечает, что такое отношение – лишь дело привычки. Он считает, что «В ближайшем будущем никто не будет спрашивать ни пол, ни семейное положение. Вся эта информация будет скачиваться из систем больших данных и обрабатываться искусственным интеллектом. Сейчас уже некоторые компании пробуют эти методики. Знаю одну, которая учитывает 70 параметров, из которых количество нарушений – только один из факторов. Но все эти параметры будет просчитывать между собой искусственный интеллект, и мы даже не узнаем, как это посчитали и почему. Но этим просчетам можно доверять, так как они основываются на реальных актуарных данных, подтвержденных большой выборкой из самых разных исследований. Например, в учет входят тип автомобиля, его марка, возраст, цвет (например, по статистике водители красных автомобилей водят более агрессивно, чем белых). Через какое-то время мы придем к тому, что у многих будет стоять телематическая система в автомобиле, которая учитывает то, как человек водит, как разгоняется, насколько резко останавливается и так далее. Я думаю, что все же будут учитывать больше такие факторы, которые в основном относятся к автомобилю и манере управления им».

С 23 ноября всем водителям России открылась возможность оформления ДТП с помощью мобильного приложения по процедуре Европротокола. Цифровизацию в этом направлении поддерживают целых 64% респондентов. «В скором времени, конечно, пойдет большое количество заявок на оформление электронного извещения, – уверен Моржаретто, – мы потихоньку привыкаем к цифровизации. Вот смотрите: полис в электронном виде можно покупать уже года три, наверное. И если три года назад это были единицы и жаловались, что это сложно, то сейчас очень многие покупают полис онлайн. То есть люди оценили удобство. То же самое ждет и оформление ДТП по Европротоколу с помощью мобильного приложения».

Однако до сих пор остается существенный процент людей, которые выбрали бы традиционный способ вызова сотрудников ГИБДД для оформления аварии – таких 36%. В сфере, где еще больше приверженцев традиционных способов взаимодействия – это покупка. Недавно для владельцев автомобилей появилась возможность оформления страховки на сайте маркетплесов, на которых видны сразу все предложения страховых компаний. Это облегчает процесс сравнения цен, особенно сейчас, когда страховщикам дали возможность учитывать индивидуальные особенности водителя и его авто, из-за чего цена для одного человека может существенно различаться у разных компаний. Однако практически 43% респондентов отметили, что им это не нужно, так как они обслуживаются в одной страховой компании уже много лет.

Также опрос показал, что большинство населения России осведомлено о последних изменениях в ОСАГО – 81,2% респондентов знают о введении индивидуализированных тарифов, что говорит о насущности и важности этой темы. Что же касается вопроса изменения цен на полис обязательной автогражданки, то мнения разделились: примерно равное количество считает, что цены особо не изменятся (28,2%) или они станут меньше для «положительных» водителей и больше для лихачей (25,94%). Остальные же считают, что тренд, касающийся повышения стоимости практически всех услуг и продуктов, в этом году сохранится и для ОСАГО.

Информационный проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает, что в опросе «Комсомольской правды» приняли участие российские водители в возрасте от 18 лет, общее число анкет составило 798 штук.

Источник: ОСАГО общественная экспертиза