Расширение тарифного коридора ОСАГО на 20% остаётся актуальным

19.09.2018
Расширение тарифного коридора ОСАГО на 20% остаётся актуальным

Банк России заказал повторное исследование расчета тарифов ОСАГО.

Об этом сообщили участники парламентских слушаний в Госдуме РФ. «ЦБ сохраняет планы по расширению тарифного коридора ОСАГО на 20% вверх и вниз даже с учетом того, что выплаты в первом полугодии по ОСАГО снизились на 35,8%», - сообщил журналистам директор департамента страхового рынка ЦБ РФ Филипп Габуния после прошедших в четверг парламентских слушаний по вопросу совершенствования ФЗ об ОСАГО в Госдуме.

Сам РСА не оценивал отдельно убыточность, однако отмечал снижение размера средней выплаты по итогам первого полугодия. «В первую очередь это связано с расширением практики применения возмещения в натуральной форме – такой способ возмещения лишает «автоюристов» получать «накрутки» на выплаты через суды», - пояснил президент РСА Игорь Юргенс. По мнению Филиппа Габунии, падение выплат только создает благотворную почву для реформы: оно снижает риск того, что страховщики будут завышать тариф после расширения коридора.

Пока что проект реформы остается без изменений, отмечали представители ЦБ РФ. Согласно их дорожной карте в рамках первого этапа либерализации должен быть расширен коридор базового тарифа на 20% вверх и вниз для легковых автомобилей физических лиц: диапазон составит 2746-4942 руб. вместо нынешних 3432-4118 руб. Кроме того, планируется ввести более детальную градацию водителей по коэффициенту возраст-стаж (КВС): вместо существующих четырех ступеней - 50 ступеней. Также предлагается изменить порядок учета коэффициента бонус-малус (КБМ) – устанавливать его раз в год, а также закрепить за каждым водителем его страховую историю независимо от количества у него транспортных средств.

«На наш взгляд, расширение тарифного коридора на 20% дает страховщикам возможность сделать тариф более справедливым для каждого автовладельца. Пока мы не видим причин изменять это значение. Об этом высказывались и участники парламентских слушаний, и представители ЦБ», - говорит президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Расширение тарифного коридора страховщики называют ключевым изменением первого этапа либерализации, которое даст старт будущей реформе. Единодушны в этом вопросе и эксперты отрасли.

«С учетом того, что европейский рынок ОСАГО начал формироваться существенно раньше российского, у нас есть возможность перенять зарубежный опыт и избежать ошибок, в том числе резких телодвижений, которые могли бы привести к непредсказуемым последствиям. Именно поэтому переход к свободным тарифам должен осуществляться в несколько этапов. Сначала необходимо дать страховщикам больше прав по установлению величины индивидуальной премии (как раз в рамках более широкого коридора); а уже потом постепенно отпускать тарифы. Такой подход позволит избежать резкого роста средней страховой премии и связанного с этим недовольства граждан. Что касается расширения коридора, то я не вижу причин отклоняться от уже выбранного показателя в 20%, мне он кажется оптимальным», - пояснил заведующий кафедрой «Фондовый рынок и финансовый инжиниринг» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Константин Корищенко, опираясь на результаты исследований «Влияние тарифов ОСАГО на развитие рынка автострахования», проведенного РАНХиГС в этом году.

В результате расширения тарифного коридора и других нововведений первого этапа страховые компании не смогут самостоятельно устанавливать тариф, но у них появится большая возможность для дифференциации тарифа по группам.

«Эти меры, конечно, еще не сделают тариф абсолютно справедливым и персонализированным. Они позволят только немного более точно настроить тариф для каждого водителя. Но это станет первым шагом на пути к реформе», - говорит автоэксперт Игорь Моржаретто.

Такие изменения ЦБ РФ может осуществить в рамках своих полномочий. Следующие же требуют внесения изменений в законодательство.

«Одно только расширение тарифного коридора не изменит ничего. Необходимо менять формулу расчета ОСАГО и переходить к персональным тарифам», - отмечает координатор «Общества Синих Ведерок» Петр Шкуматов.

Именно для этого в рамках второго этапа ЦБ РФ предлагает пересмотреть систему глобально и дать страховым компаниям возможность присваивать тарифы не группам водителей, а смотреть на каждого водителя индивидуально. И уже потом, если первые два этапа окажутся успешными, предполагается сделать тарифообразование свободным и устанавливать максимально справедливый тариф для каждого потребителя в зависимости от его риск-профиля.

«ЦБ приводит здравые аргументы и согласие с позицией ЦБ мне показалось довольно очевидным. И депутаты, и эксперты понимают высокую социальную значимость темы. Практически все участники обсуждений поддерживают, что система нуждается в развитии, что она уперлась в собственные ограничения и она не устраивает никого – ни государство, ни население, ни страховщиков. Здесь и обсуждать-то нечего», - высказал свое мнение, управляющий директор по коммуникациям ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов.